Мастер - класс
25 марта 2022
Мастер – класс для воспитателей детского сада
«Развитие речи детей с ОНР через использование игр и игровых упражнений».
Сегодня очень актуальной в дошкольном возрасте является проблема речи. С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения. Эти дети часто отличаются низкой познавательной активностью, у них страдает память, мышление, внимание.
Поэтому важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания, активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровой процесс.
Игра — это основной вид деятельности детей. Чтобы повысить интерес детей к занятиям приходится подбирать и модифицировать игровые методы и приемы. Очень активно я использую на занятиях «Речевой куб» или «Логокуб». Это пособие представляет собой куб с шестью гранями. Изготовить его можно из различного материала картон, пенопласт, пластмассовые кубы.
Дидактические игры с Логокубом
Игра «Зарядка для языка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание. На картинках, которые вставляются в кармашки, изображены рисунки. Карточки с артикуляционными упражнениями: заборчик, качели, грибок, чашечка, лошадка и т.д. К каждому упражнению подобраны небольшие стишки. Логопед читает стихотворение, ребенок находит данное упражнение и выполняет его. (Варенье, Маляр, Качели, Индюки и.т.д).
Игры с чистоговорками.
Цель: автоматизация звука в слогах и словах, развитие фонематического слуха, грамматического строя, словаря.
Описание. На гранях речевого куба размещаются картинки с чистоговорками. Вариант 1 Ребенок, поворачивая куб, проговаривает чистоговорки. Можно проговорить чистоговорки с различной интонацией, тембром (как медведь, как лиса, как мышка).
Игра «Он мой, она моя, оно мое, они мои»
Цель: закрепить умение согласовывать существительные с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ в роде, числе, падеже.
Описание. Необходимо помочь кукле подобрать подходящие картинки, например со звуком «Ш» (мой шарф, моя шуба, моё пальто, мои шляпы). Какая картинка лишняя и почему?
Игра «Слоговичок»
Цель: упражнять в слоговом анализе одно – двух – трёх – четырёх – пяти слогов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход: дети выбирают из общего набора картинки те, которые соответствуют количеству слогов и закрепляют их определённой грани куба, (маленькие картинки и цифры).
Игра «От начала до конца»
Цель: закрепление навыков составления рассказа по серии картинок.
Ход: ребёнку предлагается разложить картинки в правильном порядке и описать происходящее.
Игра «Найди к фруктам цифры»
Цель: соотносить к цифрам определённое количество предметов, например (фрукты) и.т.д
Ход: ребёнку предлагается взять любой фрукт и найти нужную цифру.
Игра «Перелётные птицы»
Цель: закрепить в словаре обогащающее понятие «перелётные птицы». Уметь узнавать перелётных птиц по описанию.
Учить детей находить, у птиц отличия и чем похожи.
Определять место данного звука.
Составлять предложения или рассказ с определённой перелётной птицей.
Игра «Чей хвост? Чья голова?»
Цель: закрепить употребление притяжательных прилагательных.
Ход: ребёнку предлагается найти хвост или голову. Назвать правильно. Чей хвост? Чья голова?
Игра «Скажи наоборот»
Цель: сравнивать предметы с противоположными свойствами.
Ход: ребёнку предлагается к данной картинке найти противоположную картинку.
Учитель – логопед Т.В. Иванова